Пасхальные впечатления

«Господь говорит с человеком шепотом любви…»

Святейший Патриарх Алексий II

«Мама, а как же мы без крестного хода?» — недоуменно глядя на меня спросила 10-летняя Маша. Она готовилась к этому событию почти с Рождества, все говорила: «Помнишь, как мы с тобой в прошлом году ночью шли в храм? И так пусто было, все спят, а как только к храму подошли – столько народу!»

Для ребенка это действительно неизгладимое впечатление. Да и не только для ребенка. Я вспоминаю себя в 18 лет. Именно тогда я впервые побывала на Пасхальном богослужении в Вознесенском соборе и будучи человеком совсем юным, крещеным в 16-летнем возрасте, но не воцерковленным, была потрясена до глубины души всем, что происходило вокруг. И вот понадобилось более 20 лет, чтобы я, уже дважды мама, прочувствовала это событие, впустив Господа в свое сердце.

-Мама, так как же?! – пока я вспоминала прошлое, в настоящем дочь настойчиво требовала ответа.

-Не знаю, доча. Батюшка сказал потерпеть. И помолиться дома.

-А Господь не обидится на нас? — спросила Маша и задумалась. И по лицу было видно, что такой ответ ее не очень удовлетворил. И если уж говорить прямо, то и меня тоже. И дело тут не в ответе духовного наставника. Я знаю, что батюшка сказал самое верное из того, что мог сказать: терпеть и с миром принимать то, что происходит. Но само сочетание слов (уже не батюшкино, а непонятно чье) «не ходите в храм, чтобы не заражать друг друга» – было какое-то несочетаемое. Сочетания слов «Храм и зараза», «Храм и вирус» – никак не укладывались ни в голове, ни в сердце.  Для меня и моего ребенка церковь — то место, в котором с нами просто НЕ может произойти что-либо плохое. А если даже это и произойдет, прилепится этот, оскомину набивший вирус, то значит так тому и быть, на все воля Божья.

 В начале карантина, я и моя знакомая выгуливали собак, и в чистом поле встретили людей, которые шли в масках.

-Почему люди так боятся? – спросила я у нее.

-А вы верующая? – вопросом на мой вопрос ответила она.

-Да.

-И я. А они, наверное, нет. Согласитесь, когда веришь, все страхи ненужные сами собой уходят.

-А ведь это действительно так — подумала я.

Что касается посещения храма, то дочке я всегда говорю: «Если будет плохо, у тебя всегда есть два места, куда можно пойти: это дом и храм» И она растет с этим ощущением. И это так здорово, потому что я пришла к этому в зрелом возрасте, а нужно понимать и чувствовать это с детства. Мы часто ходим с Машей помогать и каждый раз, когда я пересекаю двор нашего прихода неважно с чем – с лопатой, граблями, ведром, тряпкой, во мне поднимается какое-то необъяснимое ощущение того, что я –дома. Что вот эти купола с крестами уже были когда-то, и небо это было, и через двор этот я шла, но когда-то очень давно. И особое состояние покоя и полета наполняет меня, и я понимаю, что это ОН. Смотрит на меня сверху и радуется. И ноги, после того как сделана часть работы на сегодня просто не хотят идти за ограду и поворачивают назад. И я благодарю ЕГО за то, что дал возможность потрудится.

В Великую субботу, перед Машиным сном мы зажгли лампадку, которую купили в прошлую Пасху. И глянув на меня очень серьезно, по-взрослому, Маша спросила: «Мама, можно я помолюсь одна?»

Она сидела в кровати старшей сестры в рубашке, держа в руках красную лампадку с мерцающим внутри огоньком. Я вышла, а когда вернулась, чтобы погасить свет, то услышала из-за приоткрытой двери, как дочка тихонько поет: «Христос воскресе, смертию смерть поправ…»

…А наутро мы пошли в закрытый Храм. Просто, чтобы постоять у ограды. Голубое, без единого облачка высокое небо, по-летнему щедрое солнце, только-только проклюнувшаяся зелень травы. И в ограде, на стульчике, сидит улыбающийся батюшка Евгений:

«Христос Воскресе!»

Навстречу, из Храма идет батюшка Павел:

«Христос воскресе!»

В лавочке светится лицом Катя:

«Христос Воскресе!»

И снова меня переполняет теперь уже объяснимое и понятное ощущение того, что все мы – дома, а ОН смотрит на нас и радуется.

Воистину Воскресе!

Антонина Зайкова

19-21 апреля 2020 года

49360858