Выставка сузунской иконы

В храме во имя святого апостола Андрея Первозванного действует выставка сузунской народной иконы.

Среди художественных народных центров особняком стоит с у з у н с к а я   и к о н о п и с ь.
Яркие и самобытные образы Спасителя, Николая Чудотворца, Георгия, Архистратига Михаила и других святых выделяются своей трогательной простотой и задушевностью, но вместе с этим они каноничны и следуют древней традиции.

Поселок Сузун является одним из старейших населенных пунктов Новосибирской области. Его возникновение напрямую связано с деятельностью алтайских Колывано-Воскресенских металлургических предприятий уральских заводчиков Демидовых. В начале на этих заводах плавили только медь, ас 1744 года — серебро. С этого времени заводы перешли в собственность императрицы Елизаветы Петровны и стали управляться Кабинетом Ее Императорского Величества.

Для местного иконописного промысла, который, как считают исследователи, зародился здесь во второй половине XIX века, огромную роль играла зимняя Никольская ярмарка, проходившая в Сузуне с 6 по 20 декабря. Основными покупателями на ярмарке были местные торговцы, которые брали товары в кредит и развозили по всему Алтаю. Там они скупали у населения продукты сельского хозяйства, пользующиеся большим спросом за пределами края — коноплю, мед, лен, кедровые орехи, воск, меха, — и везли обратно в Сузун, продавая все это местным жителям и приезжим купцам. Развозили торговцы по всему краю и иконописную продукцию сузунских мастеров — поэтому эти иконы можно встретить в городах, поселках и деревнях, в коллекциях музеев, частных собраниях и в антикварных салонах Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, а также Алтайского края и Северо-Восточного Казахстана.

Икона всегда сопровождала русского человека. В строящихся острогах первым делом воздвигался деревянный храм. Казачьи отряды, которые двигались по территории Сибири, имели в своем составе полковую церковь и священника. И первые иконы в Сибири были привозными, позже стали писать свои. Особые черты сибирской иконы отразились в иконографии — в составе тех сюжетов, которые здесь почитались. Первый и самый сибирский сюжет — икона «Архангел Михаил грозных сил воевода». В центральной части России она не распространена, но именно этот сюжет лег в основу знамени казачьего войска Ермака. И здесь эта икона стала иметь несколько иной смысл: прекрасный юноша-всадник на алом коне нес свет православия в темную Сибирь. Кроме того, одной из самых почитаемых икон в Сибири становится икона Святого Дмитрия Солунского — греческого святого, покровителя православного воинства. Также чрезвычайно важны образы Богородицы, Спасителя, Николая Чудотворца.

Позже появилась местная специфика. Приехавшие в Сибирь люди желали иметь у себя изображения важных для них святых. Так, появились семейные иконы, на которых изображались святые — покровители супругов, их родителей, прародителей, детей. Они писались по заказу семьи к свадьбе, к рождению детей. Зачастую иконы избранных святых подбирались не только по именам, но и в связи с нуждами и занятиями хозяина. Так, святые Флор и Лавр покровительствуют коневодам, Преподобные Зосима и Савватий — пчеловодам. Купечество хотело иметь более дорогие иконы, с золоченным фоном и драгоценным окладом. В более простом исполнении были доступны абсолютно для всех. Каждый мог заказать их мастеру или приобрести на базаре, выменяв на три луковицы…

На нашей выставке представлены к о п и и сузунской иконы из коллекции Новосибирского краеведческого музея. Благодарим за предоставленные образцы научного сотрудника музея Татьяну Викторовну Прохорову.

49360858