Памятный крест на месте раскопок

Институт археологии и этнографии СО РАН.

Спасательные археологические раскопки на месте бывшего села Кривощеково.

В полевой сезон 2018 г. Отделом охранно-спасательной археологии Института археологии и этнографии СО РАН были проведены  спасательные археологические раскопки выявленного объекта археологического наследия — памятника археологии «Участок культурного слоя села Кривощёково» под строительство мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской в г. Новосибирске,  включенного приказами  № 305 от 12.11.2015 г.  и  № 110 от 26.06.2017 в перечень выявленных объектов культурного наследия расположенных на территории Новосибирской области. Выявленный объект культурного наследия  –  памятник археологии «Культурный слой села Кривощеково» включает:

— каменный фундамент Никольской церкви (1881 года постройки);

— грунтовый могильник (православное кладбище);

-культурный слой, содержащий следы существования села Кривощеково, включающий археологические предметы (керамика, фарфор, монеты).

 Площадь территории выявленного объекта культурного наследия – памятника археологии «Культурный слой села Кривощеково» в определённых границах – 4 822,83 кв.м .

В 2018 году Институтом археологии и этнографии СО РАН  разработан раздел  «Мероприятия по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия – памятника археологии «Участок культурного слоя села Кривощёково» в составе проектной документации по строительству мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской в г. Новосибирске». В связи  невозможностью переноса строительства опор эстакады моста за пределы границ выявленного объекта археологического наследия – памятника археологии «Участок культурного слоя села Кривощёково», основным методом его сохранения принимаются спасательные археологические полевые работы (раскопки) территории археологического объекта,  попадающих в зону строительства  площадью – 2 100 кв. м.

В результате спасательных археологических раскопок  была исследована часть территории кладбища села Кривощеково (2100кв.м.), попадающая в зону строительства, относящаяся к истории села периода его существования от начала 18 века до конца 19 века.

Исследовано 400 погребений, относящихся к 18 началу 19 вв существования села Кривощеково. В основном умершие были погребены в колодах (домовинах- гробах выдобленных из целого бревна сосны) совершенные по православному обряду . Погребенные лежат на спине, как взрослые, так и дети,  со скрещенными на груди руками, в выдолбленных из дерева колодах (домовинах) ногами на восток. Большинство из погребенных имеют нательные крестики. Всего обнаружено в результате раскопок 287 нательных крестиков.

В культурном слое также обнаружено 28 монет восемнадцатого, девятнадцатого веков и советского времени.

В результате археологических раскопок обнаружены несколько погребений принадлежащих католикам. Погребенные лежат в колодах со сложенными на груди руками головой на восток. У части погребенных имеются нательные крестики.

Необходимо отметить хорошую сохранность антропологического материала, особенно детских погребений.

Кроме погребений, в культурном слое были обнаружены многочисленные фрагменты русской посуды сделанные на гончарном круге, предметы  быта в виде  различного типа и размера стеклянных бутылочек и баночек,  фарфоровых бытовых изделий.

Обнаружены также кирпичи 19 века, которые использовали при  строительстве Никольской церкви.

В пределах исследованной спасательными археологическими раскопками территории выявлен фундамент, подсобного церковного помещения 1881 года (кладовая) Никольской церкви сложенный  из тесаного и бутового камня на растворе.

В подсобном помещении обнаружены деревянные конструкции для хранения продуктов .

В одной из секций подсобного помещения обнаружен хорошо сохранившийся развал керамического сосуда, оставшийся по видимому,  от разрушенного погребения эпохи бронзового века (ирменская культура VI-V вв.до н.э.).

В 1987 году Кузьма Петрович Зайцев, кандидат архитектуры, член всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), краевед, дал описание месторасположения села Кривощеково.  По его данным, вначале село Кривощеково разместилось на неширокой сухой косе между берегом Оби и старой протокой Тулы и представляло собой несколько дворов с овинами и хлебных магазинов (амбаров), вскоре вытянувшихся в одну улочку вдоль реки. Появилось оно здесь не случайно. Издавна в этом месте была одна из переправ через Обь,(коровий брод) где обычно устраивались «ряжи и сходни причалов», плотбища леса, «дежурные избы» и другие сооружения. Хотя деревня и была приграничной, она не носила функции сторожевой. Вплоть до сноса в конце XIX века, Кривощёково всегда было связано с рынком.Древняя скотная переправа располагала к обширной торговле скотом и лошадьми между чатскими татарами (жившими на правобережье реки Оби современного Новосибирска, Колывнском районе и до города Томска), телеутами ( Телеуцкое княжество имело территорию от левого берега реки Оби («Телеутской (Калмыцкая) межа» – граница) до Алтайского края)  и Русским государством.

После 1713 года новоселебную деревню Кривощёковскую «на Телеутской (Калмыцкой) меже» приписали к ведомству Чаусского острога. Довольно быстро деревня обрастала людьми. Кузьма Зайцев пишет, что в церковно-приходских книгах отражено, что уже в 1723 году здесь была молельня во имя святого Николая.

В 1746 году «тщанием посельщиков» в деревне был построен небольшой, но отдельный молельный дом — Никольский.

Опираясь на приходские церковные книги за 1778 год, Кузьма Зайцев приводит следующие данные по селу. Всего жителей было 249 душ м.п., 258 ж.п., 186 детей м.п., и 176 детей ж.п., — из них: церковнослужителей 11, отставных солдат 15, посадских 140, заводских крестьян 584, ясачных 99. В целом, в приходе Никольской церкви в 1778 году значилось 435 душ м.п., 414 ж.п., 512 детей м.п., и 472 дитя ж.п., а через четыре года уже 496 м.п., 469 ж.п., 629 мальчиков и 592 девочки.

В Кривощёкова есть церковь, острог, двор приказчика, казенные амбары. Село уже выполняет некоторые административные функции и даже называется слободою.

В 1824 году сельское общество «коштом» с жителями окрестных деревень построило в Кривощёково новую деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Ранее построенные церкви села Кривощеково не сохранились и где они находились неизвестно.

В 1881 году  в селе Кривощеково «заместо огнившей» деревянной церкови во имя Святителя и Чудотворца Николая, всем миром было возведено новое рубленое из бревен здание, крытое железом, на каменном фундаменте с деревянной же колокольней. Новая пятиглавая церковь была однопрестольной, того же посвящения. Были также построены новые здания волостного  и полицейского управлений.

18 декабря 1881 года, по благословению епископа Томского Петра, состоялось освящение новосооруженного храма.

Приход Никольской Кривощековской церкви был большим. В него входило помимо села Кривощеково десять деревень: Ерестная, Толмачевская, Инская, Каменская, Луговая, Чемская, Мало-Чемская, Издревинская, Верткова, Верх-Тулинская, позднее в него добавились деревни Бугринская, Шатрова, Кривошапкино, Плотниково, Кобылий Лог.

В 1885-м в Кривощёковском насчитывается 89 дворов. Имеется пароходная пристань.

В 1892 году село Кривощёково имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от Базарной площади. На главной улице, от Базарной до Соборной площади, располагались торговые лавки и дома. Просторная Соборная площадь была образована постройками, принадлежащими Никольской церкви: дом причта и  церковные кладовые.

В результате раскопок 2018 года выяснено, что Никольская церковь 1881 года постройки, Соборная площадь, дом причта и  церковные кладовые находятся на территории православного кладбища, где ранее в 18 веке жители села Кривощеково хоронили своих односельчан.

В 1894 году целый массив строений села Кривощеково, попавший в зону строительства железнодорожной линии и насыпи моста через Обь, был перенесен на новые места. На средства, отпущенные железнодорожным ведомством.

Учитывая тот факт, что село Кривощеково находилось на стыке трех этносов: русские, чатские татары и телеуты (белые калмыки), антропологические исследование, планиграфия погребений и вещественный комплекс, позволят после научной обработки значительно дополнить историческую информацию, имеющуюся в письменных источниках о селе Кривощеково  18 и 19 веков.

Село Кривощеково было первым русским поселением на территории города Новосибирска.

В селе Кривощеково были построены первые православные церкви (1746,1824 г.г.)  на территории города Новосибирска, включая Никольскую церковь 1881 года постройки.

Умершие жители села Кривощеково образовали первое православное кладбище в 18 веке на территории города Новосибирска.

Графическая реконструкция общего вида с. Кривощёково и Никольской церкви. (Рисунки К.П. Зайцева, Музей им. С.Н. Баландина)

Сборщик церковной подати

Месторасположение объекта археологического наследия «Культурный слой села Кривощеково»

Месторасположение оставшейся территории села Кривощеково (возвышение в центре красной черты)

Месторасположение оставшейся территории села Кривощеково (возвышение на левом берегу слева от ж\д моста)

Экспедиционный лагерь на месте раскопок села Кривощеково

Полевые камеральные работы. Шифровка археологических находок.

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково под строительство четвертого моста через р. Обь

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково под строительство четвертого моста через р. Обь

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Вид на фундамент кладовых (1881 года постройки)  Никольской церкви села Кривощеково  и погребения 18 века  в колодах, уходящее под  фундамент

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково . Погребение в колоде ХVIII века, под ним сохранившийся раздавленный землей керамический сосуд оставшийся,  от разрушенного погребения эпохи бронзового века (ирменская культура V-IV вв.до н.э.).

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково . Раздавленный землей керамический сосуд оставшийся, от разрушенного погребения эпохи бронзового века (ирменская культура VI-V вв.до н.э.).

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Православные погребения в колодах

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Православные погребения в колодах

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Православное погребение в колоде. Нательный крестик на груди погребенного

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Нательный крестик

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Каменное надгробие (верхняя часть) обнаруженное в культурном слое

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Кирпич с буквой « Ш» обнаруженный  в культурном слое возможно Колыванского купца Шапкина, бывшего свидетелем освящения Никольской церкви, и оставившим свои воспоминания в газете «Томские епархиальные ведомости» за  1882 г.

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Кирпич с буквами «ННГУ» ( Ново-Николаевская городская управа) обнаруженный  в культурном слое

Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Фарфоровая чашечка с логотипом ГУВС НКВД

Никольская церковь (в честь святого Николая Угодника)  села Кривощекова

В газете Томские епархиальные ведомости № 10 от 15 мая 1882 года помещена заметка колыванского купца Шапкина о том, как проходила церемония освящения Никольской церкви в 1881 году в селе Кривощеково:

«Освящение храма в селе Кривощеково. Томской епархии.

18-число декабря минувшего 1881 г, для прихожан Кривощековской церкви было днём великой радости и торжества. В этот день в селе Кривощёковском освящался новопостроенный храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Причиной этой радости было для них не одно освящение церкви, но и то, что они окончили устройство храма, стоившее им немалых трудов и забот; вместо ветхой и тесной деревянной церкви, существовавшей с 1824 года, они выстроили в 1879 году, на свои средства, в 5 месяцев, довольно просторную, деревянную-же церковь на каменном фундаменте, но не судил им Господь молиться в ней. Эта церковь, загоревшись с первого потолка колокольни  от неизвестной причины, в одну ночь вся сгорела; остался только один каменный фундамент. Это несчастье, как гром поразившее Кривощековских прихожан, привело было их к совершенному унынию и отчаянию. Но при вразумлении и утешении со стороны местного настоятеля о. Платона Ставрова, через год с небольшим после пожара они опять принялись за постройку нового храма и в полгода выстроили его потому-же плану, — покрыли его железом, стены обшили тёсом и окрасили. Всё это сделано было ими частию на собственные средства, а частию на подаяния доброхотных жертвователей.

И вот наконец церковь их отстроена и они встретили освящение оной с радостию, ибо они увидели, что настал конец их заботам и расходам по церковной постройке, увидели, что они не будут скитаться по чужим церквам, — у них своя церковь. Впрочем и самый обряд освящения церкви, совершённый с особой торжественностию немало способствовал к возбуждению радостнаго чувства.

Освящение церкви совершено местным Благичинным, он-же и Настоятель Кривощековской церкви, при участии шести соседних священников. Пели как во время освящения, так и во время Богослужения, певчие и довольно порядочно. Некоторые из прихожан, от избытка чувств радости и умиления плакали. Собрание народа было громадное. В самой церкви находилось более 1000человек, не менее оставалось и вне церкви. Благочинный в конце обедни сказал слово очень нравоучительное и применительное к понятиям  простаго народа. После обедни пет был молебен Храмовому Святому. По окончании молебна, к удивлению служащего духовенства и посторонних посетителей, прихожане Кривощековской церкви, чрез посредство избранных из среды себя старцев, поднесли своему настоятелю живописную икону Святителя Николая, с надписью на оной «от Кривощековских прихожан, настоятелю Платону Ставрову» и при этом высказали ему приблизительно следующее :Прими батюшка, от нас Святую Икону. Это тебе за твои труды,за твою службу, за твоё с нами доброе обращение. Настоятель при этом задумался, ясно было, что он был растроган в душе этой неожиданностью. Спустя несколько минут он обратился к своим прихожанам с краткою речью, смысл которой, насколько я мог упомнить был такой: «Вот вы подносите мне святую икону и именно того святого,имя коего носит ваш святой храм. Этим без сомнения вы выражаете своё желание, чтобы я и впредь служил при вашем храме. Но знайте, что на это есть воля Божия, а не наша. Если Богу будет угодно, я буду служить при вашем храме, но прошу вас убедительно чаще ходить в храм Божий и вместе со мною молиться в оном, — да не лишит нас Господь Бог царствия небеснаго , молитвами святителя Николая. За понимание-же ваше, ко мне, почтение и уверение остаюсьвам весьма благодарным». После этого Настоятель сделал прихожанам глубокий поклон, а прихожане ответили ему тем же.

 Колыванский купец Шапкин

Никольская церковь (в честь святого Николая Угодника)  села Кривощекова. Уцелевшая каменная кладка  престола (алтаря) .

Крест на месте сохранившегося престола (алтаря) Никольской церкви села Кривощеково. Установлен после окончания раскопок Новосибирской Митрополией Русской Православной Церкви по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. 

♦♦♦

Крест установлен силами прихожан храма 
во имя святого апостола Андрея Первозванного.

49360858