В храме во имя апостола Андрея Первозванного открыта выставка предметов церковной старины из собрания Н.Н.Изаак. Экспозиция разместилась в двух стеклянных витринах, оборудованных подсветкой, в южном приделе храма. Посетители храма в течение дня могут познакомиться с представленными на ней церковными реликвиями конца XIX-го, первой половины XX-го века.
На выставке вы можете увидеть:
ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ (КОН. XIX В.)
Жестяные образа, изготовленные на печатном станке, впервые появились в продаже в России в 1890-х годах. Две крупные типографии, печатавшие иконографическую продукцию, открыли немецкие промышленники Жако и Бонакер в Москве и Одессе. Типографии – фабрики, печатавшие иконы на бумаге и жести в конце XIX в., скоро стали представлять серьезную конкуренцию иконописным центрам того времени – Палеху, Мстере, Холую, где иконы создавались традиционным рукописным способом.
СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ БОГОСЛУЖЕБНОГО ОБИХОДА (XIX В.)
ОБРАЗЦЫ РУКОДЕЛИЯ (КРУЖЕВНАЯ ВЫШИВКА) И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СЕСТЕР ИВЕРСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Г. САМАРЫ (НАЧ. ХХ В.)
Самарский Иверский женский монастырь повторил судьбу большинства дореволюционных обителей. Открытый в 1850-м году и вскоре ставший, по отзывам современников, «жемчужиной Самары», он был разорен в первые годы советской власти. В 1919 году монастырь закрыли как религиозную организацию, но сестры не разъехались, а образовали швейную артель и зарегистрировали общину верующих, которая просуществовала до 1929 года. Существует местное предание, отраженное в повести А. Солоницына «Врата небесные», что семь последних монахинь по тайному приказу местных властей заперли в трюме старой баржи и утопили на Волге. Согласно подтвержденным архивным данным 20 сестер из числа дореволюционных насельниц обители были расстреляны в период массовых репрессий по обвинению в «контрреволюции».
КОМПЛЕКТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ОБЛАЧЕНИЯ СЕР. ХХ В.
Комплект облачения пошит монахинями, нашедшими приют в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве. После разорения московских обителей советской властью в 20-е 30-е годы, оставшиеся на свободе монахини прибивались к крепким приходским общинам, неся послушания певчих, уборщиц, швей, принимая посильное участие в жизни прихода. Таким образом формировались тайные монашеские общины. Тайное монашество характерно тем, что члены общины живут не в монастыре, а в миру, но все, что составляет суть монашества: устойчивость в вере, стояние перед Богом, хранение монашеских обетов – незыблемо соблюдается.