По историческим храмам Новосибирска

Неделя святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для прихожан Андреевского храма была отмечена экскурсионной поездкой по историческим храмам города Новосибирска. Маршрут поездки в этот день был выбран не случайно. Исторические храмы, памятники своей эпохи, являются для нас немыми свидетелями церковной жизни тех героических для Русской Церкви лет. В них служили и молились Богу наши предшественники, современники и сомолитвенники прославляемых ныне Церковью святых. Многие из этих людей, священников и мирян, сами пострадали и даже отдали жизни за исповедание истины Христовой перед лицом атеистической власти. Наш священный долг хранить память об этих людях.

Страдали не только люди, но и храмы. В городе Новосибирске, из десятка возведенных в дореволюционную эпоху храмов и часовен, промыслом Божиим сохранилось от разрушения безбожниками лишь три. Об этих храмах наш рассказ.

Одним из первых каменных зданий правобережной части города и первой каменной церковью Новониколаевска стал храм во имя благоверного и великого князя Александра Невского. Архитектура новой церкви, возведенной в византийском стиле, отвечала духовным и эстетическим запросам современников. Храм строился в память императора Александра III-го, на средства из фонда имени Александра III-го, специально созданного для строительства церквей и школ вдоль Великого сибирского пути — железнодорожной магистрали, соединившей западную и восточную часть Российской империи. Всего-же на средства фонда было построено 27 церквей вдоль Транссибирской магистрали.  Значительную сумму пожертвований внес лично император Николай II-ой, учредитель фонда. Он-же передал новому храму две иконы афонского письма – Пресвятой Богородицы, именуемой «Иверская» и великомученика Пантелеимона, написанных в русском Свято-Пантелеимовом монастыре на Святой Горе. Парчовые облачения для священнослужителей были пожалованы императрицей Марией Федоровной. Место для храма было выбрано на возвышенном участке у железнодорожного моста через реку Обь, в начале главной улицы будущего города — Николаевского проспекта. 29 декабря 1899 года состоялось освящение церкви и Александро-Невский храм на многие годы сделался средоточием духовной жизни города. В 1915 году он получил статус собора.

В трагические для нашей истории 20-е годы Ново-Николаевск оказался центром Сибирской обновленческой митрополии. Собор Александра Невского долгое время, вплоть до своего закрытия советской властью в 1938 году, находился в руках раскольников-обновленцев. В 30-х годах предпринималась попытка взорвать здание собора, но силы заряда хватило только на то, чтобы разрушить перегородки. Заложить заряд большей мощности власти не решились из-за близости к собору здания Запсибкрайисполкома. Это спасло собор от полного уничтожения, но здание было обезображено благодаря «вселению» в него новых «жильцов». За долгие годы советской власти в отобранном у Церкви храме размещались разные организации. Здание лишилось колокольни, обросло нелепыми пристройками, было расчленено на три этажа…

В 1985 году здание собора передали Новосибирской филармонии. Планировалось перестроить храм под концертный зал камерного хора. Только благодаря вмешательству городской общественности строительные работы были остановлены. Активная позиция людей, неравнодушных к судьбе памятника, сделала возможным возвращение собора верующим. В 1989 году Новосибирский облисполком передал здание Александро-Невского собора Новосибирскому епархиальному управлению. Усилиями Новосибирской епархии здание было качественно отреставрировано. Во время ведения восстановительных работ вблизи стен собора открылась могила инженера Николая Михайловича Тихомирова, одного из основателей города. С 1897 по 1899 год он руководил строительством Александро-Невского храма и был награжден орденом святой Анны III степени «За постройку церкви в Ново-Николаевском поселке».

Сегодня храм включен в число объектов культурного наследия народов РФ регионального значения. На территории памятника построено здание крестильного храма в стилистике архитектурного облика собора, установлен мемориальный камень Н.М.Тихомирову. К столетию мученической кончины царственных страстотерпцев у Южных врат возведен памятник царю-мученику Николаю II-му и цесаревичу Алексию. Этот памятник – знак признательности великодержавному ктитору собора от благодарных потомков. Сооружение памятника, как и возвращение храма Церкви, состоялась благодаря инициативе православной общественности города.

После возвращения храма верующим в него вернулся из запасников Новосибирской картинной галереи и изъятый советской властью, в числе других церковных ценностей, царский дар – Иверская икона Пресвятой Богородицы. Сейчас она украшает иконостас правого придела собора, привлекая к себе, исполненные надеждой на помощь Пречистой, взгляды молящихся. Из особо почитаемых в храме святынь необходимо отметить башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Он был подарен паломникам – сибирякам во время путешествия группы духовенства и прихожан Александро-Невского собора на остров Корфу. Подобная реликвия едва ли не единственная за Уралом. Есть в храме и частицы святых мощей угодников Божиих. Среди них частица мощей и схимы святого благоверного великого князя Александра Невского (в иконе на аналое у иконостаса левого придела) – получена в Александро-Невской лавре настоятелем собора протоиереем Александром Новопашиным, частицы мощей Киево-Печерских святых и Оптинских старцев, апостола Андрея Первозванного, других святых.

Получивший в наше время «второе рождение» величественный собор теперь является архитектурной жемчужиной города, одним из любимейших новосибирцами храмов.

До 1913 года в приход Александро-Невского храма входила деревянная однопрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1901 году на месте существовавшего здесь ранее молитвенного дома. Деньги на строительство поступали от местных благотворителей и из церковно-приходских средств Александро-Невского храма, священство которого совершало в Покровском храме богослужения. Покровская церковь значительно отличалась от других тем, что не только духовно окормляла прихожан, но выполняла задачи просвещения и благотворительности как церковь-школа. С западной стороны к зданию церкви был пристроен корпус церковно-приходской школы. Рядом с храмом располагалось здание приюта «Ясли» для постоянного проживания беспризорных детей и для присмотра за детьми, матери которых уходили на поденную работу. Сейчас на месте приюта возвышается здание Новосибирского медучилища.

В августе 1939 года по постановлению Новосибирского облисполкома храм закрыли. Зданию придали «гражданский вид»: кресты спилили, купол и колокольню разобрали, внутренние помещения приспособили для размещения учебных классов театрального училища. С тех пор здание занимали различные светские учреждения. В 1992 году, изрядно обветшавший, с провисающими потолками и почерневшими, подгнивающими венцами, сруб вернули Церкви.

Незадолго до этого, «деревянная церковь Покрова» (так обозначили храм в документах), как памятник культового зодчества конца ХIХ — начала ХХ веков, единственный уцелевший рубленный «в лапу» храм, был поставлен на государственную охрану.

С возвращение храму его изначальной функции начался процесс возрождения приходской жизни и одновременно встал вопрос о придании памятнику первоначального исторического вида. Новосибирскими специалистами был сделан проект реставрации здания, который предусматривал полный демонтаж старой постройки и возведение здания из нового материала, при сохранении точных размеров всех элементов здания. Таким образом была создана в дереве современная копия дореволюционного сооружения.

При этом, попадая сегодня в Покровский храм, не испытываешь ощущения, что тебя окружает современный «новодел», какое возникает, порой, при посещении утраченных и затем воссозданных памятников архитектуры. Напротив, теплый интерьер деревянной Покровской церкви вызывает ассоциативные связи с русской стариной, с чем-то родным и давно знакомым… В этом храме много старинных икон и икон святых с частицами их святых мощей. Есть здесь особая для этой церкви святыня – частица Покрова Пресвятой Богородицы, вложенная в праздничную храмовую икону. Это дар Покровскому храму настоятеля Иоанно-Предтеченского собора
г. Вашингтона протоиерея Виктора Потапова. Привез святыню в Новосибирск из США отец Владимир Маничев, возглавлявший Покровский приход в период проведения работ по реконструкции храма. На почетном место, в отдельном напольном киоте, вблизи алтаря помещена необычная икона, являющая пример шокирующего духовного бесчувствия людей. Это Казанская икона Пресвятой Богородицы, привезенная паломниками с Алтая.  Большую, крепкую иконную доску местные жители использовали для разделки мяса. На тыльной и лицевой поверхности иконы видны зарубки от тесака. Рядом с иконой-мученицей помещена ее фотография до реставрации.

Сто лет назад, наверное, никто не мог даже предположить, что небольшая Вознесенская церковь на Турухановской площади, тогдашней окраине Новониколаевска, станет в последствии кафедральным собором третьего по величине города России. Будущий Вознесенский кафедральный собор был построен в 1913 году, как однопрестольный деревянный храм с колокольней. Средства на постройку храма собирали среди местного населения. С 1924 года, момента образования Ново-Николаевской (позже – Новосибирской) епархии, храм стал местом служения епархиальных архиереев. В 1937 году, после ареста и расстрела архиепископа Сергия (Василькова), Вознесенская или, как говорили в народе – Туруханская, церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Открылся храм через семь лет в конце Великой Отечественной войны.

Вознесенский собор неоднократно достраивался и реконструировался.  Постепенно к зданию прирастали приделы. До войны – левый, Никольский, после войны – правый, Серафимовский. Позже под Никольским приделом был устроен нижний храм во имя благоверного князя Александра Невского и Гедеона праотца. В процессе реконструкций храм расширялся и превращался из небольшой деревянной приходской церкви в просторный каменный собор. В условиях «пристального внимания» советской власти к делам Церкви проводить работы по перестройке деревянного храма в каменный приходилось по возможности менее заметно. При возведении новые каменные стены скрывались под деревянной обшивкой для имитации деревянных стен.

Наиболее масштабная перестройка собора совпала с объявленной по всей стране «перестройкой». Она была приурочена к празднованию тысячелетия крещения Руси в 1988 году. В проекте предполагалось значительно увеличить высоту здания, чтобы зрительно вознести постройку над окружением (в начале 70-х, по соседству с собором построили здание Цирка на насыпном холме, из-за чего храм утратил свое доминирующее положение).  Сделать это городские власти не дали, но много другого из задуманного удалось осуществить. Свой современный вид Вознесенский кафедральный собор приобрел именно в это время.

В храме множество икон и других святынь, собранных здесь из разных мест и в разное время его существования. Рассказ о каждой из них требует отдельного повествования. Укажем здесь только на две – большие иконы святых, в честь которых освящены боковые приделы храма. Святителя Николая Чудотворца, покровителя Ново-Николаевска-Новосибирска и преподобного Серафима Саровского, содержащие частицы мощей этих великих угодников Божиих. Обе иконы расположены справа от входа на амвон в соименных им приделах. Интересно, что иконостасы всех трех приделов кафедрального собора тоже собраны из различных храмов, разрушенных при советской власти в селах Новосибирской области. Понятно, что именно в кафедральном соборе, единственном действующем в советский период храме города, сосредоточено большее количество предметов и реликвий, связанных с этой эпохой.  В этом отношении кафедральный собор по праву можно назвать большим церковным древлехранилищем.

Многие интересуются, чья гробница находится в правом приделе собора? У этого мраморного надгробия часто задерживаются прихожане для усердной молитвы. Здесь погребены останки одного из выдающихся Новосибирских архиереев —  митрополита Варфоломея (Городцова). Протоиерею Сергию Городцову, будущему владыке Варфоломею, было предложено принять сан епископа, когда ему минуло 75 лет. В таком возрасте по церковному Уставу епископ должен подавать в священный Синод прошение о почислении на покой, а для отца Сергия только открывался исполненный трудами путь архипастырского служения. Шел 1942 год. Церкви, в предвоенные годы практически лишенной епископата, требовались кадры для замещения пустующих кафедр, поэтому отказаться было нельзя. В 1943 году владыка Варфоломей был назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру, на которой ему предстояло прослужить еще 13 лет вплоть до самой кончины. В разные годы своего служения митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею приходилось дополнительно брать под свое управление Иркутскую, Омскую, Владивостокскую и Семипалатинскую епархии. Владыка был человеком подвижнической жизни, прозорливым старцем. Скромным и доступным для прихожан, но при этом весьма требовательным к себе и к духовенству, особенно, когда речь шла о соблюдении обрядности, канонических правил, порядка церковной службы (выступал против любых её сокращений). Молитвами и усердием владыки Варфоломея Вознесенский собор в 1944 году был возвращен верующим и с этого времени уже не закрывался. Правый придел собора, где сейчас покоятся его останки, также возведен трудами этого святой жизни подвижника благочестия. Упокой, Господи, душу раба Твоего и его святыми молитвами помилуй нас грешных!

Завершилась поездка чтением акафиста святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской в одноименном мужском монастыре, расположенном в Кировском районе города.

49360858