Моя первая паломническая поездка

Благословенно имя Твое, Господи…

12 января 2020 года я отправилась в свою первую паломническую поездку. Случилась она для меня неожиданно и мое желание не играло никакой роли: ехать в храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в деревню Бердь мне сказал батюшка. С недавних пор я считаю его своим духовным отцом и наставником и, понятное дело, слушаюсь. О паломничестве я думала не единожды, а именно: о Псково-Печерском монастыре (после того, как прочитала книгу митрополита Тихона), об Афоне, и конечно же, о Земле Обетованной. Но поездка в Израиль была ближе к экскурсионной, нежели к паломнической: там жил друг детства со своим большим семейством, и было у кого остановится.  Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает: и оказываешься ты в заказном автобусе прихода, едешь по белой дороге в солнечный зимний день и пытаешься осознать и почувствовать какое-то особенное настроение, в связи с таким неординарным событием, а оно, настроение, почему-то не ощущается. Рядом со мной сидят прихожане нашего храма и, конечно же, у каждого из них — определенная цель поездки. Кого-то из присутствующих я знаю лично, с кем-то периодически встречаюсь на службах или в Воскресной школе в которую ходит моя младшая дочка. Кто-то тихонько переговаривается, кто-то дремлет, кто-то, и таких большинство, слушает через репродуктор батюшку: он сидит впереди и рассказывает о Рождестве Христовом. Голос у Батюшки спокойный, умиротворенный, убаюкивающий…

От своей соседки я узнаю, что, оказывается, это не первая поездка в Бердь: храм примечателен тем, что в нем хранится икона Иверской Божьей Матери, которая с недавних пор творит чудеса со всеми, кто к ней обращается. В нем же работает, помогает, собирает все существующие иконы Богородицы большой оригинал и человеколюб Александр Александрович. Удивительна его биография –  бывший ученый-физик, изучавший теорию направленного взрыва и некогда внедрявший эту теорию на стройках прошлого века, теперь служит в храме и встречает паломников. Батюшка читает акафист Иоанну Предтечи, частичка мощей которого сейчас находится в Успенском храме, а я вспоминаю, как много лет назад, будучи не воцерковленной, но верующей, прикладывалась к мощам преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком соборе лавры, к частице мощей от честной главы священномученика Климента в Инкерманском Свято-Климентовском  пещерном монастыре, и каждый раз просила об одном: чтобы муж излечился от пагубной привычки.

Автобус останавливается. Нас встречает восторженный, похожий на большого и увлеченного ребенка, Сан Саныч. Седые, ничем непокрытые волосы, голубые, ясные глаза. Чуть поодаль радостными возгласами поздравляет всех с Рождеством Ксения — женщина лет сорока, некогда немая, а теперь вполне и внятно говорящая, исцелившаяся у чудотворной иконы. Она радостно прижимает к груди кулечек с подарками, привезенными ей кем-то из прихожан. Все заходят в храм, а я стою на узкой белой дорожке, смотрю в чистое небо, на маковку, с устремленным в звенящую синь крестом, и наконец-то начинаю наполняться тем ожидаемым спокойствием и тихой радостью, о которых мечтала по дороге в деревню. Рядом стоит Ксения с кулечком и тоже радуется: радуется ясному дню, морозцу, гостям, подарку, горке, с которой она сейчас побежит кататься.

Заходя в храм я понимаю, что ничего не буду просить, а буду просто благодарить Господа за все, чему научил меня в этот тяжелый и очень событийный год. Благодарить за то, что вел и поднимал, успокаивал и жалел, за то, что помогал находить нужные слова в молитве… За то, что разрешил учиться на своих ошибках, таких горьких, таких глубоких.

…Тишина и долгие рассказы Сан Саныча о чудесах, творимых иконой Божией Матери: излечение от тяжелой болезни, рождение долгожданных детей, история девочки Машеньки с синдромом Дауна, которая обрела дар речи. Я слушаю и вспоминаю своего ученика Тёму, у которого тот же самый синдром и которого я учу уже шестой год. Вспоминаю разговор с его мамой, которая уже и не надеялась, что сын будет читать. А я говорила ей, что нужно обязательно верить, обязательно ждать… И накануне своего 16-летия Тёмка начал читать, а значит и лучше говорить. Господь дал мне в ученики тяжело больных детей, подсказывая по какой дорожке вести каждого, с радостью созерцая чудеса Своего Промысла. И я благодарна Ему за то, что дает мне силы учить и верить. «Господи, помоги моему сЫночке, — шепчет возле иконы Богородицы женщина, и я, конечно же, думаю о своих дочках, особенно о старшей, и тоже начинаю просить, чтобы поскорее уже взял за руку и вел, вразумлял и наставлял, а то путь какой-то уж больно ухабистый и извилистый, и не учится чадо на чужих ошибках, а только лишь на своих, а посему падает больно, падает часто.

Александр Александрович показывает святыни, которые хранятся под стеклом чудотворной иконы: здесь крест с земелькой с Канавки Божией Матери (Дивеево), камень с горы Синай, где пророк Моисей получил от Бога десять заповедей, камешки со Святой Земли и реки Иордан, частица Древа «послушания» с горы Афон, частица Дуба Мамврийского, камень с места, где пророку Моисею было видение «Неопалимой Купины», свечи из Иерусалима. Есть в Храме и каталог уже собранных им икон Богородицы. А еще есть книга, которой Сан Саныч по праву гордится, потому что это и есть результат его большого труда: в ней собраны как раз те самые иконы, и это только первый том книги. Книга не была допущена к изданию и распространению издательским советом Русской Православной Церкви, сослались на низкое качество фотографических копий икон, но Сан Саныч нашел частное издательство, изыскал средства и все-таки издал книгу. Примерно такие же мытарства проходила и я с поиском бесконечных издательств для своих рассказов об учениках, а посему Сан Саныч вызывает во мне уважение и восхищение одновременно. Батюшка творит службу, читает молитвы, я повторяю за ним и одновременно смотрю на лица стоящих рядом людей. Кто-то сосредоточен и углублен в себя, кто-то спокоен и умиротворен, кто-то напряжен и чем-то расстроен, кто-то с большим усилием просит для себя и своих близких, а кто-то, как усердный ученик, боится ошибиться в словах молитвы и читает ее по молитвослову, думая тем самым, что Господь проникнется больше и в первую очередь. И только малыш на руках у матери не думает ни о чем, а жует свой кулачок, потому что режутся зубки, «подпевает» батюшке Вячеславу в молитве и улыбается своим беззубым ртом.

…Скромно накрытый стол в маленькой трапезной храма, уставшие, синие глаза батюшки, разноцветная маковка храма с устремленным в звенящую синь крестом, моя первая паломническая поездка…

12.01 — 17.01.2020

Антонина Зайкова

49360858