Выставка пасхальных яиц

Закончился пасхальный период в церковном годовом богослужебном цикле, но с пасхальным настроением не хочется расставаться…  В экспозиционных витринах храма св. апостола Андрея Первозванного разместилась выставка сувенирных пасхальных яиц из коллекции Н.Н. Изаак. На ней представлены произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства из дерева, фарфора, металла. Особый интерес представляют фарфоровые яйца ручной росписи Лиможской королевской фабрики (Франция) и сувенирные копии пасхальных яиц мастерской непревзойденного ювелира императорского двора Карла Фаберже (Санкт-Петербург). Приглашаем всех любителей изящного искусства познакомиться с представленными на нашей выставке экспонатами.

Немного истории:

Особое место среди работ известнейшего русского ювелира Карла Фаберже  занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные «сюрпризы» — живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов — являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX — начала ХХ веков.

В 1885-ом году император Александр III заказал мастерской Фаберже пасхальное яйцо для своей супруги императрицы Марии Федоровны. Высочайший заказ был выполнен с блеском… Покрытое белой, как скорлупа, эмалью золотое яйцо «Курочка» привело в восхищение императора и императрицу. Особенно же порадовал царственную чету сюрприз, спрятанный в «желтке»: маленькая золотая курочка с сияющими рубиновыми глазками. На следующий год император заказал фирме второе пасхальное яйцо и пожаловал титул «ювелира Его Императорского Величества» с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. Согласно семейной легенде Фаберже, при создании последующих пасхальных яиц императорской серии фирме была предоставлена полная свобода. Даже сам император не знал, какими они будут: единственным условием было наличие внутри сюрприза.

После смерти в 1894-ом году Александра III в годы царствования его сына, императора Николая II, работы у мастеров фирмы прибавилось. Они стали делать по два пасхальных яйца в год – одно предназначалось вдовствующей императрице Марии Федоровне, другое – супруге императора Александре Федоровне. И всякий раз эти пасхальные подарки поражали воображение высочайших заказчиков неиссякаемой фантазией, новизной сюжета, виртуозностью ювелирной работы, сочетанием разнообразных технических приемов и материалов. На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были главной интригой пасхального творчества Фаберже. Секрет яйца оставался не раскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На все расспросы Фаберже уклончиво отвечал: «Ваше Величество будет довольно».


Лиможский императорский фарфор свое название получил от города, расположенного в центральной части Франции на реке Вьенне — Лиможе. С XVIII века Лиможский фарфор считается одним из лучших в мире. В 1768 году в окрестностях Лиможа нашли белую каолиновую глину, с тех пор город становится европейской столицей Фарфора. Знаменит Лиможский фарфор чистотой массы, тонкостью помола, никогда его не покрывают росписью целиком, чтобы подчеркнуть красоту его природы. Роспись ручной работы могли себе позволить только придворные и высшее общество. Так образовалась королевская фабрика фарфора. До сего дня фабрика производит выпуск фарфоровых изделий с изящной ручной росписью и красочной цветовой палитрой.

49360858