Сибирский Петербург

В ноябре прихожане храма во имя святого апостола Андрея Первозванного совершили однодневную паломническую поездку в Томск.

Основанный в 1604-ом году указом Бориса Годунова город Томск долгое время являлся восточным форпостом Московского царства. Ровно через двести лет после своего основания, в 1804-ом году, город получил статус губернского и стал центром огромной губернии, которая включала в себя территории современных Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Восточно-Казахстанской области, западные части Хакассии и Красноярского края. Через Томск проходил конный Сибирский тракт, шедший из Москвы в Забайкалье. Поэтическое название «Сибирские Афины» Томск получил как научно-образовательный центр обширного Западносибирского региона после открытия в городе Университета и Политехнического института. При прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали, в конце 19 века, было принято решение о том, что основная железнодорожная линия должна пройти значительное южнее Томска, а Томск следует соединить с ней отдельной тупиковой веткой. С этого момента Томск стал «умаляться», постепенно теряя свое значение административного, культурного, экономического и торгового центра Западной Сибири, уступая приоритет бурно растущему Новониколаевску-Новосибирску…

Богата духовная история Томска. Славится город своими праведниками. И наиболее почитаемые из них, конечно, старец Федор Кузьмич и блаженная Домна Томские. На месте погребения блаженной Домны сейчас высится пятиэтажка студенческого общежития томского Политеха. До революции здесь располагался женский Иоанно-Предтеченский монастырь, на территории которого находилось  городское кладбище, где хоронили заслуженных жителей Томска. Сегодня от монастырского комплекса осталось несколько хозяйственных строений и трапезный корпус, на втором этаже которого устроен храм во имя святителя Феодосия Черниговского. Напротив храма, на месте разрушенного монастырского собора, возведена часовня блаженной Домны Томской. Ее внешние формы воспроизводят образ дореволюционной часовни, устроенной благодарными Томичами на могилке блаженной старицы. Над местом погребения праведного томского старца Федора Кузьмича также когда-то возвышалась созданная его современниками часовенка. И она была стерта с лица земли в годы революционного лихолетья. Но место захоронения старца не было забыто… В 90-е годы состоялось прославления старца Федора в лике святых, его святые мощи были обретены и перенесены в находящийся поблизости собор Богородице-Алексеевского мужского монастыря, а на могилке старца воссоздана мемориальная часовня.     

За более чем четырехсотлетнюю историю Томск обогатился многими храмами и соборами, которые предстают сегодня пред нами, как бесценные памятники церковной архитектуры. Два, наиболее значимые из них, это Богоявленский кафедральный собор и храм в честь Воскресения Словущего на Воскресенской горке. Оба храма – конца 18-го, начала 19-го века, возведены в стиле «Сибирское барокко», который подчеркивал претензию провинциального города на своего рода «столичность». Воскресенская церковь вообще построена по типовому проекту знаменитого дворцового архитектора Бартоломео Растрелли. Она располагается на самой высокой точке центральной части города и бесспорно является самой крупной жемчужиной в архитектурном ожерелье «Сибирского Петербурга».

Представленные ниже фотографии проиллюстрируют этот небольшой очерк, а размещенный после фоторепортажа рассказ Антонины Зайковой дополнит его личными впечатлениями одной из участниц поездки…

Вчера мы с дочкой ездили в Томск. Это было мое третье паломничество, у Маши оно было первым. Перед каждой поездкой, я задавала себе вопрос: для чего я еду? И если в первый раз я подчинилась воли духовного отца: и была в этой поездке просто наблюдателем, впитывала в себя все, что происходит вокруг, то во второй раз- это уже было исключительно моим желанием, я чувствовала, что мне нужно ехать: сердце искало упокоения, укрепления в вере, в молитвах я просила о помощи. С одной стороны, я видела свои недостатки и немощи, с другой — я постоянно ощущала силу Господа, его каждодневное, ежеминутное участие в моей жизни, его помощь и поддержку. Поездка в Колыванский женский монастырь дала свои результаты: я очень внимательно прислушивалась к своему состоянию, была внутренним наблюдателем движений своей души, сердца, все отошло на второй план: усталость, желание есть, я молилась о себе, о своих родных, о близких мне по духу людях, чувствуя, как укрепляются мои отношения с Господом, как мое внутреннее «Я» умаляется, возрастая в вере, и приходит самое важное понимание, заключенное в словах «Господи, на все воля твоя».

К третьей поездке я подошла со смирением и радостью от того, что все происходит по Божьему промыслу и происходит на пользу нам, даже если иногда думается, что это не так. Хотя, если честно, такие мысли приходят все реже и реже. Что касается Маши, то ее первое паломничество было сопряжено с бытовыми трудностями: в дороге внезапно заболел живот, водителю пришлось останавливаться в чистом поле, группе из 50 человек ждать, ребенок краснел от неудобства и очень переживал происходящее. Помолись, дочуня, и все пройдет, — посоветовала я. Сменив недоумение, раздражение и жалость к себе на смирение и молитву, ребенок притих и успокоился. Успокоился и живот. Вообще, если говорить о паломничестве как об одной из форм церковной жизни, то Маша сказала, что неожиданно для самой себя почувствовала не только радость от новых впечатлений и знаний, но и получила уроки терпения и смирения в связи с долгой, не очень комфортной, для нее лично, поездкой и усталостью, связанной с посещением сразу большого количества святых мест.

По приезду мы посетили: часовню блаженной Домны Томской, Богородице-Алексеевский мужской монастырь, Богоявленский кафедральный собор и созданный при нем церковно-исторический музей, храм Воскресения Словущего на Воскресенской горке.

Сам Томск производит впечатление города с большим историческим прошлым: узкие улочки, старые дома, некоторые из них полуразрушенные, несохраненные. Такие дома очень жаль – они для меня, как люди, как сам город – живые. Конечно, в таких поездках можно почерпнуть много нового из исторического прошлого нашей Родины, но для меня важны не столько факты и знания, сколько атмосфера старины, в которую я погружаюсь. История, культурное и духовное наследие – это не просто слова, это люди, которые когда-то жили, творили, молились, думали.

Если говорить о том, какая святыня произвела на меня самое глубокое впечатление, то это Богоявленский собор. Это не здание и не памятник архитектуры. Это очень древний, мудрый, много повидавший и выстрадавший старик. Старец. Рядом с ним, в нем хочется сидеть молча, быть долго, а может быть и всегда, потому что в нем – вечность.

Конечно, батюшка рассказывал нам обо всех святых местах, которые мы посетили, рассказывал интересно, с душой. Но как я уже сказала, для меня в паломничестве важна особая атмосфера и внутреннее состояние души, поэтому я не стремлюсь встать поближе к тому, кто рассказывает, во-первых, это достаточно трудно из-за большого количества людей, а во-вторых всю информацию я могу почерпнуть в книгах и электронных источниках.

Если подводить итог и спрашивать: чем стала эта поездка для меня лично? То очень хочется надеяться на то, что это еще один маленький шажок в моем духовном приближении к Господу, а с его стороны – подарок за терпение и труд.

49360858