Выставка

В храме во имя апостола Андрея Первозванного открыта выставка предметов церковной старины из собрания Н.Н.Изаак. Экспозиция разместилась в двух стеклянных витринах, оборудованных подсветкой, в южном приделе храма. Посетители храма в течение дня могут познакомиться с представленными на ней церковными реликвиями конца XIX-го, первой половины XX-го века.

На выставке вы можете увидеть:

ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ (КОН. XIX В.)

Жестяные образа, изготовленные на печатном станке, впервые появились в продаже в России в 1890-х годах. Две крупные типографии, печатавшие иконографическую продукцию, открыли немецкие промышленники Жако и Бонакер в Москве и Одессе. Типографии – фабрики, печатавшие иконы на бумаге и жести в конце XIX в., скоро стали представлять серьезную конкуренцию иконописным центрам того времени – Палеху, Мстере, Холую, где иконы создавались традиционным рукописным способом.

Образ Великомученика Пантелеимона (хромолитография на бумаге, доска, г. Одесса, кон. XIX в.)
Иконы на жести немецких фирм в Москве — Жако и Бонакера (хромолитография по металлу, г. Москва, кон. XIX, нач. XX вв.)

СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ БОГОСЛУЖЕБНОГО ОБИХОДА (XIX В.)

Стрючица – кисточка для помазания (бронза, XIX в.)
Кропило (ковка, конский волос, XIX в.)
Покровец для богослужебных сосудов (вышивка по бархату, золотая нить; Москва, кон. XIX, нач. XX вв.)
Воздух для богослужебных сосудов (вышивка по шелку, г. Москва, кон. XIX, нач. XX вв.)
Епитрахиль (Мордовия, сер. ХХ в.)

Кресты «скрижали» для священнической епитрахили (металлизированная серебряная и нить, г. Самара, кон. XIX, нач. XX вв.)
Облачение для престола (парча с золотой нитью, г. Москва, XIX в.)
Храм преподобного Симеона Столпника в Москве (разрушен в 1929 г.).
Напрестольный крест (кон. XIX, нач. XX вв.)

ОБРАЗЦЫ РУКОДЕЛИЯ (КРУЖЕВНАЯ ВЫШИВКА) И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СЕСТЕР ИВЕРСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Г. САМАРЫ (НАЧ. ХХ В.)

Самарский Иверский женский монастырь повторил судьбу большинства дореволюционных обителей. Открытый в 1850-м году и вскоре ставший, по отзывам современников, «жемчужиной Самары», он был разорен в первые годы советской власти. В 1919 году монастырь закрыли как религиозную организацию, но сестры не разъехались, а образовали швейную артель и зарегистрировали общину верующих, которая просуществовала до 1929 года. Существует местное предание, отраженное в повести А. Солоницына «Врата небесные», что семь последних монахинь по тайному приказу местных властей заперли в трюме старой баржи и утопили на Волге. Согласно подтвержденным архивным данным 20 сестер из числа дореволюционных насельниц обители были расстреляны в период массовых репрессий по обвинению в «контрреволюции».

Кружевные салфетки (хлопок, г. Самара, первая половина XX в.) – образец рукоделия сестер Иверского женского монастыря г. Самары
Монашеские четки – лестовки (Иверский женский монастырь г. Самара, кон. XIX, нач. XX вв.)

КОМПЛЕКТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ОБЛАЧЕНИЯ СЕР. ХХ В.

Комплект облачения пошит монахинями, нашедшими приют в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве. После разорения московских обителей советской властью в 20-е 30-е годы, оставшиеся на свободе монахини прибивались к крепким приходским общинам, неся послушания певчих, уборщиц, швей, принимая посильное участие в жизни прихода. Таким образом формировались тайные монашеские общины. Тайное монашество характерно тем, что члены общины живут не в монастыре, а в миру, но все, что составляет суть монашества: устойчивость в вере, стояние перед Богом, хранение монашеских обетов – незыблемо соблюдается.

49360858